Постановлением правительства РФ № 354 от 6.05.11 г. утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»


    В очередной раз сделана попытка навести порядок в самой «черной дыре» нашей повседневной жизни - жилищно-коммунальной сфере. Документ содержит условия договора поставки услуг, права, обязанности и ответственность сторон, определение качества услуг и порядок перерасчета за его отсутствие, а также расчетные формулы, благодаря которым каждый потребитель (даже не математик по образованию, - утверждают специалисты) в состоянии проверить обоснованность начисленной ему платы.
    Содержит постановление и несколько новаций, отношение к которым у экспертов неоднозначное. Далеко не все из них считают, что новые правила сделают жизнь потребителей коммунальных услуг проще, а деятельность управляющих компаний - прозрачней.

Перерасчет отменяется


    Речь идет о перерасчете в конце года по количеству поданного тепла. Теперь эта так называемая «13-я платежка» отменяется, и платить мы будем только за фактически полученное тепло. Это означает, что холодные летние батареи мы не оплачиваем, зато зимой наши затраты на «коммуналку» ощутимо возрастут. Такая неравномерность расходов может ударить по малообеспеченным гражданам, получающим субсидию на каждый месяц в одном и том же размере. Оформляемая летом на очередные шесть месяцев, она окажется меньше по размеру и, получается, какой-то период отопительного сезона им не будет субсидироваться.

Без церемоний


    Так теперь решено обращаться с должниками - недобросовестными плательщиками. Как только долг по оплате таких услуг, как свет или вода, превысит сумму трех месячных платежей, им направляется письменное предупреждение. И если он не погашается в течение 30-ти дней - потребитель остается без электричества или воды. (Сегодня, напомним, эта мера воздействия может быть применена только к тем, кто задолжал сумму, равную шести нормативам).

Коммунальная арифметика


    По новым правилам будет отдельно рассчитываться плата за индивидуальное потребление и отдельно - за общедомовые нужды. При этом сохраняется и прежний принцип: если установлен счетчик - платим по нему (теперь и индивидуальному, и общедомовому). Ежели его нет - по нормативам потребления.
    «Сложностей будет много, - утверждает один из экспертов в «Российской газете. -  В каждом доме всегда кто-то в отпуске, кто-то заплатит «на глаз», кто-то забудет. Формулы расчетов таковы, что если кто-то не сообщит исполнителю точное потребление за конкретный месяц, то размер платы за общедомовые нужды для тех, кто даст правильные объемы индивидуального потребления, будет завышен. Плату за общедомовые нужды на этот месяц надо будет пересчитывать всем потребителям каждый раз, как всплывут недостающие сведения. То есть в правилах заложен «вечный перерасчет». Но так как это сложно и хлопотно, реальна угроза, что исполнители (т. е. УК и ТСЖ) этого делать не станут».

Отсутствуешь - не платишь


    Этот принцип действует по отношению к семье (или ее членам), отсутствующей в квартире в течение более пяти дней. Правда, сэкономить удастся только на воде, на отопление и общедомовые нужды это не распространяется.
    Доказывать свое отсутствие станет труднее, потому что расширяется перечень документов (в том числе заверенных печатью и зарегистрированных), служащих основанием для перерасчета. С этой процедурой хорошо знакомы пенсионеры, в свое время вынужденные собирать справки для оплаты проезда к месту отдыха.

Что значит качественная услуга


    Холодная вода должна поставляться бесперебойно и круглосуточно в течение года; допускается перерыв только на 8 часов в месяц (суммарно) и 4 часа единовременно при аварии. Так же и горячая вода. Ее температура должна соответствовать определенным нормативам, правда, допускаются отклонения: максимум на 5 градусов ночью и на 3 градуса - днем. За перерывы в ее подаче оплата снижается на 0,15 % за каждый час превышения «разрешенной» паузы. За воду пониженной температуры можно платить на 0,1 % меньше за каждые 3 градуса отступления от нормы. Если горячая вода течет из крана с температурой ниже 40 градусов, за нее можно платить как за холодную.
Продолжительность перерыва в отоплении - не более 24 часов в месяц суммарно. Не более 16 часов  - при температуре в помещениях более +12, не более 8 часов при температуре +10 - +12 градусов, не более 4 часов - при +8 - + 10 градусов. Нормативная температура в жилых помещениях - не ниже +18, в угловых +20. Допустимое превышение - не более 4 градусов, снижение - до 3, и только ночью. Днем снижение не допускается. За каждый час отклонения оплата снижается на 0,15 %.
    Новые правила вступят в силу, как ожидается, в ноябре т. г. За оставшиеся пять месяцев в регионах должны совместно с Мин-экономразвития РФ и ФСТ пересмотреть все действующие нормативы, поделив их на «индивидуальные» и «общие», а затем утвердить их на своих территориях. Уже сейчас необходимо ознакомиться с ними и специалистам городской «коммуналки», УК и ТСЖ. Их компетентные и заблаговременные комментарии в местных СМИ помогут населению быстрее разобраться в хитросплетениях принятого правительством документа.

Под контроль власти

    Свое бессилие в борьбе с недобросовестными управляющими компаниями местные власти объясняли отсутствием механизма, позволяющего им должным образом влиять на их деятельность.
    Такой механизм появился. Президент Д. Медведев подписал поправки в ЖК РФ, дающие органам местного самоуправления полномочия по контролю за УК.
    Если от жильцов поступают жалобы на ненадлежащую работу компании, местная власть обязана в течение пяти дней начать проверку в конкретном доме. «В случае если в результате этой проверки в течение 15 дней подтвердятся факты ненадлежащего выполнения обязанностей, орган местного самоуправления обязан собрать общее собрание жильцов и определить судьбу этой УК», - говорит вице-премьер Д. Козак. Теперь очередь за кабинетом министров, который должен разработать ряд методических документов, позволяющих властям осуществлять эти полномочия.
{jcomments on}