Сплав физики и лирики, науки и творчества, приправленный громадным желанием, потенциалом и увлеченностью, - вот таким у меня получился, в ходе знакомства с питерской художницей Анной Михайловой, ее схематичный портрет.
Всего два дня она гостила в Кандалакше, но за это время успела открыть выставку своих работ «У самого Белого моря» в туристско-информационном центре и провести мастер-класс для любителей живописи.

Вкус - с детства

Смотришь на ее акварели с полной уверенностью - да этот человек родился с кистью в одной руке и красками в другой! Ан нет: Анна выросла в семье физиков-математиков, сама закончила физфак университета, немного преподавала, участвовала в написании статей. Говорит, что в некоторой степени жалеет, что не было у нее радости обучения, к примеру, в Мухинском  училище, академии. И все же любовь к живописи - из детства. Именно в семье воспитывался вкус. На книжных полках было много альбомов по искусству, привезенных из Италии. Наличествовало и обучение в художественной школе. Но с культурой мазка познакомил Анну не кто иной как отец-математик, не ставший художником лишь только потому, что «не хотел зарабатывать на жизнь рисованием вождей».
Были и поездки с родителями в горы - на Кавказ, в Хибины. Но именно Север, ошеломив маленькую девочку из города белых ночей, окончательно влюбил ее в серебристое мерцание зимних пейзажей, в сдержанный колорит полярных широт.

От походов к пленэру

В студенческие годы продолжились лыжные походы и начались водные экспедиции на байдарках. Карелия, Мурманская область, Архангельская. Это был огромный, новый, прекрасный мир.
- Стала брать с собой краски, - рассказывает Анна, - и так, постепенно, спортивные походы переродились в поездки исключительно на пленэр. Походы в чистом виде перестали быть интересными. Теперь целенаправленно езжу писать.
«Ключ к Северу лежит там, где никто не ищет. Ключ к Северу ждет между биениями сердца» - слова из песни Гребенщикова «Северный цвет». Именно она стала звуковым сопровождением небольшого фильма, показанного на открытии выставки Анны Михайловой и помогающего понять становление ее как художника, то, какие ключики были подобраны, чтобы открыть дверь, за которой - исполнение мечты.
 

 


Почему акварель?
- Я писала маслом, - рассказывает Анна, - но никак не могла найти свою тему. Делала натюрморты под старых голландцев, пыталась доказать себе, что что-то могу. На самом деле это никому не было интересно: одним голландцем больше, одним меньше. Но иногда Бог посылает своих гонцов: как-то мой старинный приятель попросил нарисовать для его мамы картину. Думала - легко, хотя до этого несколько лет не брала кисть в руки. Стала делать - по фотографии ничего не получается. А поеду-ка на пленэр. Взяла акварель. Села в лодку, поплыла на острова. Тишина, островки вываливаются из тумана. И тут я поняла - то, чего я так долго ждала, случилось… Есть поверье, что не художник выбирает акварель, а акварель выбирает художника. Звезды сошлись. Выбор произошел. Но, кстати, есть и технические моменты - акварель легче, удобнее с собой носить.

О погоде, точности и ощущениях
- Люблю зиму, в Питере ее  становится все меньше: снег - это  счастье. Прекрасно, когда идет дождь: находит меланхоличное состояние, может, это просто мой темперамент. Не люблю ядреное солнце на безоблачном небе: кажется, уже нет тайны. Зато сентябрь - это хит!
- Поначалу есть рабское ощущение, что надо изобразить все как есть, как видишь. Это свойство возраста, когда нравится все такое гладенькое, аккуратненькое. И только сейчас, спустя десять лет работы, я понимаю, что надо отображать не физическую материальную поверхность, а некий эффект, ощущение, настроение.
- Я очень люблю волошинские пейзажи, Коктебель. Собственно, когда начинала с акварелью экспериментировать, то их и копировала.
- У меня такое странное ощущение, что чем ближе к Северу, тем ближе к Богу.

«У самого Белого моря»
Уже по самому названию выставки, представленной в туристско-краеведческом центе, понятна тематика работ. «У самого Белого моря» - здесь и Чупа, и Колвица, Кандалакшский залив, Хибины, немного Карелии - там, в Северном Приладожье, как говорит сама Анна, у нее есть избушка на курьих ножках, место ее творческой работы. Некоторые работы уже куплены, поэтому представлены на выставке в виде принтов, в маленьких рамках, второй ярус - оригиналы. Каждую работу сопровождает маленькая история, чтобы было понятно, где это место, с чем связано. Летние работы все пленэрные, это этюды, которые пишутся прямо на месте, за два-три часа. Есть несколько зимних пейзажей, сделанных на основании впечатлений, набросков. К слову, с работами Анны для начала можно познакомиться и на ее сайте www.annamikhaylova.ru, а заинтересуетесь - добро пожаловать на выставку. Кроме того, Анна организовывает пленэры: в прошлом году - вокруг Питера, в мае нынешнего - планируется в Колвице. Хороший способ вырваться из рутины прикладной деятельности.
 


Мастер-класс

Еще одним поводом пообщаться с художником стал мастер-класс Анны Михайловой. На следующий, после выставочного, день за три часа участники совершили плавный переход от теории к практике. Услышали о материалах и методах работы, понаблюдали за тем, как карандашный набросок превращается в пейзаж, и сами, под руководством мастера и с большим удовольствием, попытали свои силы в акварели.

Досье

Анна Михайлова. Родилась в 1973 году. Член общества акварелистов Санкт-Петербурга, выпускница рисовальных классов при Академии художеств. Занималась акварельной и масляной живописью в мастерских петербургских художников - С. Мельникова, А. Дурандина, В. Волкова. Изучала технику го-хуа под руководством В. Синкевича. Прошла курс иллюстрации в школе С. Мироедовой. Принимает участие в выставках Союза художников Санкт-Петербурга, выставках общества акварелистов. Анна успешно сочетает путешествия (в основном по Северу России и Скандинавии) с пленэрной живописью. Ее работы находятся в частных коллекциях России, Финляндии, Канады, Германии, США, Германии, Португалии, Австралии, Новой Зеландии, Ирландии, Норвегии.{jcomments on}